POS-терминалы (от англ. Point Of Sale, точка продажи) — это системы, с помощью которых осуществляются транзакции. POS-системы можно видеть в розничных магазинах, ресторанах, больницах — сейчас они практически повсеместны.
Большинству покупателей хорошо известно, как выглядят сканеры для считывания штрих-кодов, беспроводные платежные устройства, но POS включает в себя множество компонентов и каждый из них необходимо должным образом интегрировать в систему — для успешной работы.
В этой статье будут рассматриваться следующие вопросы:
- Отличия тестирования POS-систем
- Архитектура электронных платежных систем EPOS (Electronic Point Of Sale)
- Физические компоненты EPOS
- Уровни/функции POS
Содержание
В чем особенности тестирования POS-системы?
Тестирование POS-системы для непосвященных представляется довольно сложной задачей, но не для тех, кто знаком с концептом. Это интересный момент: возникает ощущение того, что тесты проводятся в каком-нибудь розничном магазине, т. к. требуется моделирование соответствующих условий.
В этом, собственно, и главное отличие от ситуации, когда тестировщик сидит в своей кабинке и делает определенные проверки в веб-приложениях. У организаций, которые занимаются тестированием POS-систем, обычно имеются отдельные лаборатории.
Сложности, связанные с тестированием POS-систем
Множество конфигураций, в зависимости от требования магазина. (К примеру, руководство розничной сети решило провести промоакцию в определенном городе, — в таком случае понадобятся специальные конфигурации для POS-систем только в одном городе.)
- Необходимо должным образом настроить все системы, и это же касается другого аппаратного обеспечения и разных версий ПО.
- Для множества устройств необходимо тестирование совместимости и тестирование взаимодействия компонентов системы.
- Соответствие стандарту PCI, поскольку для POS-тестов используются данные кредитных карт.
POS-архитектура
Каждый терминал в магазине подключен к файл-серверу. Изменение настроек или основных конфигураций производится на сервере, и затем данные передаются на каждый терминал в магазине. Эти обновления — рутинная работа.
Для крупных розничных магазинов или сетей магазинов ни одно из таких изменений не делается на локальном уровне. POS-системы принимают кредитные карты, потому присутствует интеграция со сторонними провайдерами, которые обрабатывают платежи, поэтому когда проводится оплата с помощью кредитной карты, данные отправляются третьей стороне или банку для авторизации.
Физические компоненты POS и как их тестировать:
#1) Терминал — это главный экран, который используется для ввода данных транpакции. Как правило, это тачскринные устройства. Все конфигурации — будь то ассортимент продукции, цены, установление цен, специальные предложения, способы оплаты — передаются на терминал.
Тестирование терминала требует подтверждения, чтобы удостовериться в том, что устройства подключены и что на них установлены новейшие операционные системы для поддержки POS-приложений.
#2) Display Pole — это устройство, отображающее цену товара при сканировании с помощью сканера штрих-кодов.
Важно проверить, что устройство высвечивает ту же цену, что и POS-терминал.
#3) Сканер штрих-кодов — по завершении сканирования в бекенде проводится проверка на предмет наличия элемента в списке товаров. Как только весь объем определенного товара был продан, ассортимент обновляется, чтобы уменьшить доступное количество элементов.
- В рамках тестирования может быть проскандирован отсутствующий в ассортименте элемент
- Продукция, которая присутствует в ассортименте, но без цены
- Продукция, присутствующая в ассортименте, с правильной ценой
#4) Кассовый аппарат — используется для хранения наличных денег. При любой денежной транзакции кассовый аппарат моментально открывается, чтобы принять деньги от клиента и вернуть сдачу.
Тестирование кассового аппарата осуществляется за счет выбора способа оплаты наличными и совершения транзакции с суммой возврата.
#5) Портативные устройства — беспроводные устройства, посредством которых проводятся платежи кредитными картами, их приносят непосредственно к клиенту, и затем клиент уже набирает пин-код.
Тестирование может проводиться с помощью выбора режима транзакции “карта”.
Должна быть проведена верификация ввода суммы вручную.
#6) Принтер — принтеры подключаются к каждому терминалу и печатают квитанцию после каждой транзакции.
Тестировщики могут протестировать печать, проверить выравнивание — не выходит ли текст за определенные границы, размер текста, шрифты и пр.
Возможность устранения ошибок проверяется с помощью, например, таких ситуаций, когда печать запущена, а принтер еще не находится в состоянии готовности, или же когда нет бумаги.
Подтверждение результата, в тот момент, когда принтер не подключен к сети или же когда во время транзакции пропадает соединение.
#7) Считыватель магнитной ленты (MSR) — эти устройства используются для проведения по ним картами (дебетовыми, кредитными или подарочными). Чаще всего их можно встретить в розничных магазинах и ресторанах.
В случае с подарочными картами MSR используются для проверки баланса, срока действия и, собственно, оплаты. Печатные квитанции выдаются гостям для проверки. Тестировщики должны уделить внимание таким кейсам.
Уровни/функции POS
Существует 3 базовых уровня или функции POS
#1) Прикладной уровень/функции фронт-офиса (работа с клиентами)
1) Продажа — основная цель любой POS-системы — осуществление транзакций:
Подтверждение успешной транзакции (продажи), что включает либо сканирование штрих-кода, либо ввод данных вручную на клавиатуре, вследствие чего сумма оплаты определяется и высвечивается на экране.
Подтверждение расчета суммы налога.
2) Платежи — еще один важный аспект для тестировщиков. POS-системы принимают несколько видов платежей (карта, наличные, подарочные карты, а также определенные виды купонов на скидку и дисконтные ваучеры).
Подтверждение оплаты наличными. Это простейший тест. Система рассчитывает сдачу, тем самым упрощая работу кассира. Иногда клиенты предпочитают частичную оплату — заплатить часть суммы подарочной картой, а другую наличными. В таком случае тестирование проводится, чтобы проверить возможность оплаты частями.
Подтверждение карты. Для платежа с помощью карты всегда будет нужна авторизация третьей стороной. Вначале карта проводится по считывателю магнитной ленты, затем понадобится разрешение от клиента на оплату определенной суммы. Перечисление платежа на эту же сумму подтверждает банк.
Подтверждение подарочной карты. Тестировщики могут проверять срок действия карты, баланс на карте перед проведением картой по считывателю магнитной ленты. Они также могут провести обеими сторонами карты — чтобы посмотреть, как ведет себя система, проверить возможность частичной оплаты и то, как ведет себя система, если сумма оплаты превышена.
Скидки/купоны/специальные предложения. Это довольно сложная область для тестирования, так как валидация должна включать все возможные комбинации форм скидок. Тестирование может производиться с использованием кода, на полую сумму, или с использованием купона для определенных видов продукции.
Впрочем, скидки — это краткосрочные акции, доступные не везде, и потому это необходимо делать с особой тщательностью. Также проверяется последовательность, в соответствии с которой функционирует система скидок. Иногда скидки в магазинах. Иногда для скидок используются купоны, иногда нет.
Уровень #2) Служебные функции
1) Конец дня (EOD) — это самая важная активность в программно-аппаратной части. Составляется несколько суммарных отчетов, в т. ч. отчет о дневном обороте (который позволяет узнать доход за рабочий день). Отчеты, помимо прочего, отправляются в банки, для согласования всех дневных транзакций. Обновляется система управления ассортиментом для корректного отображения имеющихся запасов.
Тестовые сценарии:
Проверка успешности процесса EOD. Для этой цели делается ряд преднамеренных ошибок. К примеру, менеджеры в ресторане не смогут запустить процесс EOD, если все сотрудники не завершили свою работу в системе. Обычно такое тестирование автоматизировано: проводится ряд тест-кейсов (положительные и негативные).
Проверка отчетов и содержащихся в них данных. Тестировщики могут самостоятельно вручную провести определенные транзакции и записать введенные в систему данные. Сгенерировать таким образом отчет по окончании дня и сопоставить данные.
2) Планирование работы сотрудников — еще один важнейший аспект системы, включающий функцию планирования; рабочий график для сотрудников составляется вручную. Сотрудники должны отмечаться в системе согласно графику.
- Валидация включает проверку начала работы в незапланированное время
- Планирование раннего начала и завершения работы
- Планирование позднего начала и завершения работы
3) Управление товарным ассортиментом. Менеджеры магазинов используют системы, отслеживающие товар на каждом этапе товарного цикла, что позволяют сделать вывод о том, что уровень запаса опустился ниже нормы.
Системы управления запасами разрабатываются для того, чтобы менеджеры могли заказать нужную продукцию в подходящее время, в нужном количестве у определенных поставщиков и по определенной цене.
Во время тестирования проверяются следующие нюансы:
- Количество товара, который планируется закупить
- Индикаторы того, что уровень запаса превысил допустимые значения
- Проводится размещение заказа
- Проверяются списки товаров с корректной ценой, которые должны высвечиваться в POS-системе для выбора
Уровень #3) Корпоративные функции
Для тестирования корпоративных функций понадобится находиться возле POS-системы. Для этого нужен обычный лэптоп или настольный компьютер с установленным приложением или другим ПО, т.е. так или иначе присутствует интеграция с POS-системами. Если использование корпоративных функций предполагает наличие веб-приложения, тогда понадобится механизм, посредством которого изменения настроек будут передаваться POS-системе.
1) Персонал и платежная ведомость (HR, Payroll) — Эти системы связаны с работой отделов кадров, начислением зарплат, налоговыми отчислениями, трудовым законодательством, отпускными и пр.
Как правило, составление платежных ведомостей осуществляются сторонними системами, такими как ADP. Поэтому необходимо основательно протестировать интеграцию.
- Тестируется такая активность, как прием сотрудников работу и импорт в POS-системы.
- Начисление зарплат, в соответствии с трудовым законодательством
- Возможность сотрудником взять отгул
2) Финансы и бухгалтерия — финансовые и бухгалтерские системы, для которых требуются отчеты. Отчёты о прибылях и убытках, отчеты по планированию бюджета, отчеты о дневном обороне магазинов и др. Все это позволяет сотрудникам бухгалтерских отделов сделать вывод о работе POS-систем.
На основании таких отчетов принимается множество решений. Например, открытие новой торговой точки.
Тестировщики могут проверить:
- Составление отчетов
- Отчеты о доходах, балансовые ведомости
3) Управление поставками — любой организации в сфере розничной торговли необходимы поставщики. Для поиска подходящего поставщика, который бы предложил разумные цены, и наблюдения за их работой используются системы управления поставками.
Может тестироваться:
- Ввод и изменение данных о поставщиках в системе
- Подтверждение цен
Работа поставщика: отслеживается время доставки, количество доставленной продукции и пр.