Рынок мобильных приложений переполнен всевозможной продукцией — от примитивных до сверхуспешных разработок, которыми пользуются практически все. Популярные приложения с основательными бюджетами обычно поддерживаются штатными разработчиками и командами дизайнеров, которые неустанно совершенствуют как технические аспекты, так и опыт взаимодействия. Однако у многих приложений и интерфейсы, и UX все еще оставляют желать лучшего. Любые несовершенства и недочеты интерфейсов могут стать той преградой, которая не позволит приложению быстро завоевать пользовательскую аудиторию.
Людям ведь не хочется тратить много времени, разбираясь в том, как приложение устроено.
Как правило, приложения создаются небольшими командами. Примечательно и то обстоятельство, что большинство разработчиков совершают типичные ошибки. Вот самые распространенные из них.
- Недостаток продуманной архитектуры и навигации
Порой, пытаясь учесть основные требования клиента, например, относительно внешнего облика, дизайнеру в конечном итоге приходится все переделывать заново.
Невозможно построить дом без чертежа, такое же правило приложимо к UX-дизайну.
Можно многократно перерисовывать элементы интерфейса и переписывать коды лишь по той причине, что изначально не учитывалась логика работы приложения, сценарии поведения пользователей и навигация.
Прототип должен помочь визуализировать маршрут пользователя внутри приложения, а также схему взаимодействий.
- Недочеты по части онбординга
Термин «онбординг» описывает пошаговый процесс знакомства нового пользователя с приложением. Многие разработчики пренебрегают этим этапом и оставляют пользователя на произвол судьбы как только он установит приложение на своем устройстве. Первое знакомство с приложением — самое важное. В течение этого времени у человека формируется определенное к нему отношение — он решает, стоит ли пользоваться им в дальнейшем. «Где?», Как?» и особенно «Почему?» — вопросы подобного характера возникать не должны.
Во время первого запуска процесс онбординга должен включать последовательность из нескольких экранов, с полезными советами и намеками относительно интерфейса.
- Переизбыток дизайна
Добавление уникального стиля или креатива никогда не повредит. Но зачастую дизайнеры слишком увлекаются. Цветовые схемы, тени, или присутствие разных стилей может превратить иконку или кнопку в нечто сюрреалистическое (или же просто страшное). Как когда-то сказал Джо Спарано: «Хороший дизайн виден сразу, отличный дизайн незаметен».
Создавая графику, дизайнеры часто забывают о своей миссии: помочь донести информацию, не отвлекая и не запутывая. Если ваша цель — хороший интерфейс, делайте все по возможности проще.
- Сложные интерфейсы
Закон Мёрфи для мобильных приложений можно перефразировать примерно так:
«Все, что пользователи могут неправильно понять, они и поймут неправильно».
Это самая распространенная ошибка. Дизайнеры думают, что интерфейс прост и незамысловат, в то время как пользователь запутывается и разочаровывается. На практике непосвященному бывает сложно понять даже то, что дизайнеру представляется очевидным. Во избежание этого целесообразнее использовать знакомые и общеизвестные символы в интерфейсе. Символы, которые ни с чем не спутаешь и которые вызывают недвусмысленные ассоциации.
К примеру, зеленый цвет обычно ассоциируется со значением «да», «вперед», «разрешить»; красный, как правило, означает «нет», «стоп», «запрет»; иконка «+» — добавить…
Постарайтесь избегать не столь общепонятных символов.
- Последовательность
Еще одна распространенная ошибка — использование нескольких разных шрифтов и цветовых схем в одном стиле. По словам легенды рекламного бизнеса Лео Барнетта, «если вы хотите отличаться от других, придите утром в офис с носком во рту».
Пользовательский интерфейс — это не то, что позволяет приложению выделиться на фоне других разработок. Нет необходимости делать другими элементы интерфейса, которые отвечают за привычные задачи. Проще привыкнуть к одному стилю, а затем понять назначение остальных элементов в других местах приложения.
- Приоритеты
В работе над любым дизайном важно определить самые важные элементы для пользователей и вторичные, требующие меньшего внимания. К сожалению многие дизайнеры не понимают этого концепта. Как результат, приходится сталкиваться с информационным беспорядком, где каждый компонент выглядит одинаково.
Визуальная иерархия — весьма эффективный концепт, позволяющий сделать основные детали заметнее, так чтобы вторичные элементы не сильно бросались в глаза. Идентифицируйте то, с чем пользователям придется взаимодействовать чаще и подчеркните эти компоненты. Навигация в таком интерфейсе заметно упростится.
- Отсутствие работы над ошибками
Ошибки допускают все без исключения. Не имеет значения, являетесь ли вы крупным издателем или независимым разработчиком. Вне зависимости от масштабов деятельности компании основное правило остается тем же: чем больше тестирований и аналитической работы, тем лучше результат. Если хотите сделать хороший интерфейс, вы просто обязаны проводить сравнительный анализ своего UX-дизайна, опираясь при этом на передовой опыт и данные относительно пользовательского поведения. Так вам удастся найти и устранить имеющиеся недочеты.
И помните: если не уделите достаточно времени дизайну, пользователи, в свою очередь, тоже не захотят тратить время на ваше приложение. Как правило, появлению хороших интерфейсов предшествует кропотливая и продолжительная работа.